“Если ты даешь человеку рыбу,              
ты покормишь его только раз. 
Если ты научишь его ловить рыбу,          
он сможет сам себя прокормить.”


Когда немец или американец вечером возвращается домой, он хочет мира и покоя. Такова, по крайней мере, традиция. Он садится у телевизора, пьет свое, вполне заслуженное пиво и читает газету. Весь его вид словно говорит: «Оставьте меня в покое. После такой напряженной работы я это заслужил». Таков для него отдых.

На Востоке мужчина отдыхает иначе. Ко времени его прихода домой жена приглашает гостей: родственников, друзей и коллег. За беседой с гостями он отдыхает, ибо, как гласит известное изречение, «гости – это милость Божия». Таким образом, отдыхать можно по-разному. Нет точного определения того, что называется отдых. Каждый отдыхает так, как его приучили, как было принято в его семье, в его окружении, где вырос человек в социальной среде, к которой он принадлежит.

Подобно различным видам отдыха и досуга многолики и обычаи, привычки, ценностные представления. Это не значит, что одна модель поведения лучше другой, просто различные системы ценностей могут успешно дополнять, обогащать друг друга.

Забавные восточные притчи приносят в мир высоких достижений иные ценности. Преуспевание, карьера выступают на первый план, а межличностные отношения становятся менее важны. Разум и интеллект ценятся больше чем фантазии и интуиция. Поэтому односторонность обусловленную различием культурно исторических условий, мы сможем преодолеть только в том случае, если обогатим наш привычный образ жизни иными моделями мышления.


Я такой же сильный, как и сорок лет назад!

Три старых друга сидели вместе и говорили о радостях юности и тягостях старости. «Ах, - стонал один, - мои ноги не слушаются меня так, как я бы того хотел. Ведь как, бывало, я бегал раньше, а теперь они бросили меня на произвол судьбы, так что я еле-еле переступаю с ноги на ногу». «Ты прав, - согласился с ним другой. – У меня такое чувство, будто мои юношеские силы капля за каплей уходят в песок, как это бывает с водой в пустыне. Времена изменились, и мы изменились, попав между жерновами времени». А третий друг, мулла, любитель читать проповеди, не менее дряхлый, чем его друзья, покачал головой: «Не понимаю, о чем вы говорите, дорогие друзья. Я ничего подобного у себя не замечаю из того, на что вы жалуетесь. Я такой же сильный, как и сорок лет тому назад».

Друзья ему не поверили. «Не смейтесь, это именно так, - не унимался мулла. – Как раз вчера я получил доказательство этому. В моей спальне с незапамятных времен стоит тяжелый дубовый шкаф. Сорок лет тому назад я попытался поднять этот шкаф, и что же вы думаете, друзья, произошло? Я не мог поднять его. Вчера пришло мне в голову опять поднять шкаф. Я изо всех сил пробовал это сделать. Но опять мне это не удалось. Это ясно доказывает только одно: я такой же сильный, как и сорок лет тому назад».


Лекарь знает все!

В постели лежал тяжелобольной, и казалось, что смерть его близка. Жена в страхе за жизнь мужа пошла за деревенским лекарем. Он более получаса выстукивал и выслушивал больного, щупал пульс, прикладывал ухо к груди пациента, поворачивал его то на живот, то на бок, то опять на спину, поднимал ноги, открывал глаза, смотрел ему в рот и, наконец, уверенно изрек: «Добрая женщина, к сожалению, я должен сообщить вам печальную истину, ваш муж уже два дня как мертв». Тут тяжелобольной в ужасе поднял голову и испуганно застонал: «Да нет, моя любимая, я еще жив!» Тогда женщина энергично стукнула кулаком больного по голове и гневно закричала: «Замолчи! Лекарь лучше знает, жив ты или мертв».

Пациент способен быть больным и быть здоровым. Терапевт несет функцию, которая управляет заболеванием пациента и его здоровьем. Он может воздействовать на болезнь, а может мобилизовать и развить способность к здоровью В этом состоит первостепенная задача и цель профилактической медицины и психогигиены.



 


© 2007